Новости фонда ЖИТЬ И ПОМНИТЬ

Архивисты России и Германии сводят воедино данные о военнопленных времен Второй Мировой

Информацию в обеих странах собирали десятилетиями, теперь исследователи намерены обнародовать данные. Правда, как выяснилось, есть некоторые сложности. Записи по одним и тем же людям в архивах России и Германии не всегда совпадают.

Семья Павла Румянцева уже не один десяток лет пытается его найти. Когда перед самой войной его призвали на сборы, дома осталась жена и трое детей, четвертый родился, когда он уже сражался на Ленинградском фронте. Рядовой Румянцев пропал без вести где-то под Старой Руссой. Других данных, как следует из ответа Министерства обороны, нет. Единственная зацепка, говорит его внучка Галина Белова, это рассказ одного из сослуживцев.

«Оказались в концлагере и хотели бежать, но дедушка заболел тифом, и солдат этот сбежал один. Может быть, прольется свет на судьбу моего дедушки, и я узнаю место его захоронения. Чтобы семья смогла съездить и поклониться», - говорит Галина.

Внучка пропавшего без вести солдата надеется, что информация о нем может храниться в этой картотеке. На диске, который передали в Ярославль немецкие поисковики - база данных военнопленных. В том числе, здесь копии так называемых «персональных карточек узника» - такие документы хранились в концлагерях, и главное - поименные списки бывших жителей Ярославской области, оказавшихся в немецком плену.

«Сложно сказать, какая часть информации здесь новая - пять, семь или десять процентов. Но она, конечно. поможет узнать судьбу неизвестных солдат, потому что, например, считалось - есть захоронение, там лежит русский. И все. А сейчас с помощью этих архивов мы можем понять, кто именно и где похоронен», - поясняет представитель Народного союза Германии по уходу за могилами Рольф Видеман.

Народный союз Германии занимается поиском данных о военных захоронениях в 45 странах мира. Информацию о советских военнопленных здесь собирали более 10 лет. Как объясняют исследователи, часть архивов, которые после войны не попали в Советский Союз или другие страны антигитлеровской коалиции, до сих пор хранятся в Германии. С их помощью, надеются авторы исследования, родственникам советских бойцов, попавших в плен, будет проще узнать о судьбе своих близких.

В базе данных - информация почти о пяти тысячах жителей Ярославской области, которые попали в плен и содержались на территории Германии. Выглядит это так: информация о лагере, далее фамилия, например, Алин Сергей Михайлович, место рождения - город Рыбинск Ярославской области; дальше – «Умер в городе Люблин».

Некоторые файлы содержат данные о захоронениях, в том числе, на территории Белоруссии и Украины. Все это, говорят в Ярославском архиве, теперь предстоит внимательно изучить. Впрочем, уже при беглом ознакомлении стало понятно - информация зачастую расходится с данными из отечественных архивов.

«По их данным, человек совершил побег, а по нашим - он умер в 1943 году. То есть, мы должны будем состыковать и получить интересный материал - может быть, он совершил побег и попал в другой лагерь», - говорит начальник Управления по делам архивов Ярославской области Евгений Гузанов.

После проверки все эти списки обещают обнародовать, причем информацию планируют постепенно дополнять. В ближайшее время, к примеру, напротив каждой фамилии в электронной картотеке должны появиться фотографии кладбища и в некоторых случаях даже самого захоронения. Между тем, немецкие и ярославские историки и архивисты уже договорились об обмене информацией.

Подробную картотеку, но уже немецких военнопленных, которые после войны оказались на территории Ярославской области, планируют создать на основе информации областного архива. Здесь хранятся данные почти 20 тысяч солдат Вермахта, попавших в плен.

«Это информация достаточно полная, которая поможет найти информацию о родственниках, узнать об их судьбе», - поясняет директор Государственного архива Ярославской области Евгений Шейхутдинов.

Цель исследователей - попытаться установить точные места захоронения немецких военнопленных. По официальным данным, их на территории области не меньше пятнадцати, и, по-видимому, поисковикам двух стран предстоит долгая совместная работа.

Автор: Андрей Кузнецов

Источник